Общие понятия о хип-хоп ди-джеинге и его истории
Хип-хоп (англ. «hip-hop») - культура, активное молодёжное движение, созданное приезжей молодежью, в основном афро- и латиноамериканцами, в Нью-Йорке в начале 70-х. Включает в себя четыре основных элемента (столпа): ди-джеинг (миксинг и скретчинг), рэппинг (МС-инг), хип-хоп-дэнс (брейк-дэнс) и граффити (искусство уличного рисунка)
Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:
- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.
- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей (англ. "turntables" -вертушки) и микшера.
Проще говоря, это процесс, когда ди-джей «выбрасывает» или выводит на общий слух нужные ему фрагменты записи (скретч-сэмплы, биты, эффекты и т.д.). При этом одной рукой он применяет хитроумные схемы открытия и закрытия кроссфейдера, фейдеров и всего, чем можно регулировать громкость на пульте, а другой рукой, которая лежит на пластинке, делает не менее заковыристые движения вперед-назад, назад-вперед... Обычно эти звуки (далее - скретчи) пускают с одной пластинки во время того, как играет другая. Но учитывая бесконечно разнообразную технику скретчинга, всегда можно увидеть что-то новое, непонятное на первый взгляд.
Говоря еще проще, скретчингом называется ситуация, когда есть какой-то стол, на нем лежит комплект вертушек, между которыми устроился пульт. Это все, разумеется, подключено к электрической розетке, а на вертушках насажены пластинки (на слипматах, конечно), и на тон-армы надеты иглы.
И вдруг... Кто-то быстро подбегает к этому столу, нажимает какие-то кнопочки, ставит тон-армы на пластинки, одной рукой на пульте начинает двигать, дергать, теребить что-то (что на самом деле называется кроссфейдер). А другую руку кладет на пластинку и начинает ее двигать туда-сюда, и делает это так быстро, что кажется - сейчас всё сломает!..
А ты стоишь, смотришь и хочешь подбежать к нему, остановить, потому что тебе не очень нравится то, что ты видишь. Но не можешь сдвинуться с места, потому что тебе нравится то, что ты слышишь...
В общем, скретчинг является неотъемлемой частью хип-хоп ди-джеинга, когда ди-джей не просто миксует/меняет треки, а еще и успевает в определенные моменты украшать музыку скретчами, внося свою уникальную лепту. Причем подход к работе у ди-джеев может быть абсолютно разным: работать могут как на вертушках, так и на CD-проигрывателях (только это, как правило, профессиональные ди-джейские проигрыватели с функцией скретчинга). Иногда используются различные бит-машины, сэмплеры и процессоры эффектов. Здесь, конечно, можно совмещать аппаратуру как угодно и в любом количестве, это зависит от уровня работы ди-джея и от его подхода к работе.
Вообще, если говорить о работе с хип-хоп-музыкой или R`n`B, уровень работы ди-джея здесь вычисляется по несколько другим критериям, чем у ди-джеев, работающих с другой музыкой. Это напрямую связано с многогранным подходом к работе, что также говорит об уровне ди-джея. Если он просто миксует музыку с CD-проигрывателя и делает это не особо ровно, сразу становится понятно: это CD-ченджер. То есть он просто меняет треки, что может делать и обычный плеер WinAmp на компьютере, тем более если поставить функцию плавного перехода треков... Тогда и вовсе нет необходимости в ди-джее.
Но когда ди-джей продумывает свой сет (подборку музыки, ход выступления), четко и правильно миксует треки, которые идут в хитром, заранее подготовленном порядке, в определенных моментах украшая это все хорошим скретчем, или, более того, использует бит-джаглинг (что относится больше к turntablism`у), да к тому же добавляет различные эффекты и делает все спокойно и красиво - это говорит о совсем другом уровне.
Причем совершенно необязательно заранее расписывать сет по секундам, моментам миксовок и т.д. (хотя когда речь идёт о студийной записи микса, так все и готовится). Профессионалы досконально знают всю свою музыку, и у них в памяти отложены все миксовки, то есть, когда диджей ставит трек, в голове сразу выскакивает следующий, который будет лучше всего миксоваться с предыдущим. Кроме того, в этом творческом процессе часто бывают импровизации, которые в будущем могут использоваться как наработанные схемы. Ещё немаловажен артистический подход - как внешний вид, так и поведение ди-джея на сцене, работа с публикой, чувство публики, отдача энергии, харизма и другие факторы, успешное и своевременное проявление которых и определяет уровень ди-джея.
Если мы углубимся в хип-хоп ди-джеинг, перед нами возникает turntablism.